Довольно часто обстоятельства дорожных аварий складываются таким образом, что разобраться, кто виноват, очень сложно, и порой казалось бы очевидного виновника случившегося, оказывается, даже нельзя по закону назвать участником ДТП и привлечь к ответственности. "Вести" рассказывают об одной из таких ситуаций, приводя конкретный пример - реальное ДТП, произошедшее в Москве, в котором пострадали пять автомобилей. По Дербеневской набережной в сторону Нагатино двигалось такси марки Mercedes. Тут, выехав на встречную полосу движения, иномарку стал обгонять другой легковой автомобиль. Когда обгон был практически завершен, встречный поток машин заставил обгоняющую легковушку резко принять вправо, "подрезав" при этом такси. Увидев приближающийся к нему автомобиль, водитель Mercedes стал уклоняться от него, но скорость была достаточно большой, и иномарка врезалась в припаркованную у обочины машину ВАЗ 2114.
Та в результате столкновения вылетела на газон, врезалась в металлическое ограждение, после чего ее отбросило влево, и она рухнула на капот Mercedes. Скатившись с него, 14-я модель врезалась в припаркованную Honda Accord. Дальше по цепной реакции пострадал Peugeot, а от него помялся задний бампер Opel.
Прибывшая к своей машине хозяйка ВАЗа вначале была шокирована увиденным, но, выслушав очевидцев происшествия, почувствовала себя даже счастливой, так как в момент аварии ее не было в салоне автомобиля.
Водитель Mercedes считает себя не виновным в ДТП ."Я не успел ничего просчитать! Вот если я вас сейчас попытаюсь ударить, вы что сделаете? Уклонитесь, правильно? Если дело дойдет до серьезного разбирательства, я буду стоять на своем: у меня не было другого выхода", - говорит таксист. По его словам, водитель, который пытался обогнать его по встречке, просто не оставил ему выбора.
Как рассказывают свидетели ДТП, лихач, "подрезавший" такси, понял, что спровоцировал аварию, но, так как сам при этом не пострадал, уехал. Кроме того, касания с Mercedes не было, и его нельзя считать участником происшествия.
По словам специалистов, в таких случаях водительская мудрость такова - если вас "подрезают", бейте "подрезающего". Только такая модель поведения в аварийной ситуации может избавить от ответственности. Сейчас водитель Mercedes жалеет, что пытался уклониться от удара, так как в таком случае, виновником признали бы водителя, выехавшего на встречку.
На вопрос, можно ли считать в сложившейся ситуации "подрезавшего" водителя участником ДТП и привлечь за это к ответственности, адвокат ответил отрицательно - контакта между автомобилями не было и ответственность за создание аварийной ситуации действующим законодательством не предусмотрена.
Покупая подержанный автомобиль с кондиционером, вы должны помнить, что ремонт неисправного кондиционера запросто может вылиться в сумму, превышающую 1000 у.е. Идеальный вариант - перед покупкой автомобиля заехать на диагностику к специалистам.
Мы понимаем, что такая возможность есть далеко не у всех и не всегда. Поэтому и хотим дать некоторые советы, которые, может быть, уберегут вас от разочарований.
Начать следует с опроса продавца. Спросите его, работает ли в машине кондиционер. Если вам ответят, что:
- кондиционер работает, но его надо только заправить;
- в прошлом году кондиционер заправляли, работал;
- спустили на зиму фреон;
- сняли ремень с компрессора (ремень порвался и т.д.);
- камнем пробило радиатор, треснула трубка и т.д.
Фантазии на что-либо еще у людей редко хватает. Так вот, если вам отвечают что-то подобное, надо ехать к специалистам и оценивать ущерб. Либо торговаться, сбивая цену на автомобиль долларов на 300-500 - примерно столько обходится средний ремонт.
Если продавец говорит, что кондиционер работает, необходимо в этом лично убедиться. Хорошо, если на улице при этом выше + 15-ти. В основном автовладельцы опираются на индикацию внутри салона, не зная, что в большинстве случаев лампочка на кнопке кондиционера будет светиться, но сам кондиционер при этом может не работать.
Итак, при нажатии кнопки кондиционера (при установке минимальной температуры в салоне, если в машине климат-контроль) и включении салонного вентилятора, под капотом должен слышаться щелчок включившегося компрессора, на большинстве японских и на многих европейских и американских автомобилях одновременно с включением компрессора включаются дополнительные вентиляторы радиатора кондиционера. Идеальный вариант - попросить помощника включать кондиционер, а самому при этом разглядеть в подкапотном пространстве компрессор кондиционера, точнее, ту его часть, которую вращает ремень. При заведенном двигателе вращается только шкив компрессора. Торцевая часть компрессора (прижимная пластина, похожа на диск с выступающими 3-мя или 4-мя бобышками) стоит неподвижно. В момент включения кондиционера, прижимная пластина примагничивается к шкиву, отсюда и происходит слабый щелчок. Если это произошло - можете быть уверены, что кондиционер по крайней мере включается. Стоит оговориться, что для некоторых современных автомобилей такая проверка не будет корректной. Это такие машины, как Мерседес А-класса, 220-й кузов, на BMW E60, E65, E87, Ауди моложе 2003 года. На них прижимная пластина вращается постоянно - включение компрессора в работу происходит у него внутри. Иногда компрессор просто невозможно разглядеть из-за нагромождения агрегатов в подкапотном пространстве и недостаточного освещения. Кстати, не поленитесь захватить с собой фонарик.
Следующим этапом надо попытаться отыскать в подкапотном пространстве трубки и шланги кондиционера и его радиатор. Осмотр этих узлов будет не лишним хотя бы потому, что иногда людей нагло обманывают, установив в салоне кнопку со снежинкой, когда самого кондиционера в машине нет и в помине.
Итак. Радиатор кондиционера расположен прямо перед радиатором охлаждения двигателя, на расстоянии нескольких сантиметров от него. Оба радиатора, как правило, одинакового размера, и с непривычки можно подумать, что радиатор всего один. Чтобы как следует все разглядеть, посмотрите на радиаторы "с улицы" и из-под подкапотного пространства. Вы увидите, что радиаторы сильно отличаются друг от друга - у "тосольного" - пластмассовые бачки по бокам, кондиционерный - весь алюминиевый или медный. Иногда радиатор кондиционера стоит не перед основным радиатором, а слева от него. Яркие примеры - Хонда Цивик или старенькие "Ауди". В этом случае разглядеть радиатор кондиционера не представляет труда.
Дальше посмотрите снова на компрессор. От него в радиатор кондиционера должна идти довольно толстая трубка (где-то в 1 см. толщиной и больше) со вставкой резинового шланга. Это напорная магистраль - вход газа из компрессора в радиатор кондиционера. На трубке может быть заправочный порт высокого давления, закрытый пластмассовым колпачком. Теперь отыщите выход из радиатора. Тут трубка становится тоньше. Проследите за ней. Если у вас японский автомобиль, Мерседес, БМВ, Шкода, Фольксваген Гольф или Пассат до В4-го, Шаран (Форд Гэлакси), французский итальянский или корейский автомобиль (кроме Дэу-Нексия, Эсперо), некоторые модели "американцев" - тонкая трубка, выходящая из радиатора (около 8 мм толщиной), неизбежно приведет вас к ресиверу осушителю. Это такой вертикально расположенный бочонок 8-10 сантиметров в диаметре. На верхней части ресивера-осушителя может быть расположен смотровой глазок, через который на жидкий фреон можно посмотреть воочию. Часто смотровой глазок залеплен грязью и его просто не видно. Протрите верх ресивера тряпочкой.
Дальше тонкая трубка выходит из ресивера осушителя и тянется в сторону салона. Она может идти довольно хитрыми путями. Заходить и выходить под аккумуляторную площадку, идти под бачками для омывающей жидкости и т.д. В конечном итоге трубка заканчивается соединением, проходит через моторный щит и скрывается в салоне машины. На этой трубке также может быть расположен заправочный порт высокого давления с пластмассовым колпачком.
Теперь осмотрите место, где тонкая трубка вошла в салон. Рядом из моторного щита должна выходить самая толстая трубка - сантиметра 2 толщиной. Это обратная магистраль. Она идет из салона в компрессор кондиционера, в нее перед компрессором врезан кусок шланга. На обратной магистрали также может быть заправочный порт низкого давления с пластмассовым колпачком.
Когда вы нашли основные узлы системы, самое время приступить к пусть примитивной, но достаточно показательной самодиагностике кондиционера.
Включите кондиционер. Если компрессор начал работать, как следует, возьмитесь рукой за металлическую часть (не за шланг) обратной магистрали (та, что самая толстая, из салона в компрессор). Взяться надо не двумя пальчиками, а обхватить трубку всей ладонью. Почти сразу или через непродолжительное время, секунд через 5-10, ваша рука должна ощутить, как трубка леденеет и становится очень холодной. Если все работает нормально, ощущения примерно такие, как если бы вы взяли в руки сосульку. Компрессор может иногда отключаться (это нормально), через несколько мгновений после его включения ваша ладонь будет ощущать новую волну холода. Идеальный вариант - если от холода на вашей руке едва ли не начинает ломить кости.
Теперь осторожно потрогайте металлическую часть напорной трубки, которая ведет из компрессора в радиатор. Она должна быть либо сильно теплой, если на улице не очень жарко, либо прилично горячей, если на улице больше 20.
Теперь потрогайте самую тонкую трубку, которая ведет из радиатора кондиционера в салон. В зависимости от погоды, ее температура может варьироваться от комнатной до сильно теплой и даже почти горячей. Если самая тонкая трубочка горячая до такой степени, что на ней нельзя удержать руку - это тревожный симптом. Либо не включается вентилятор, либо грязный радиатор, либо система перезаправлена.
Само собой, если при включении компрессора никаких из вышеперечисленных симптомов вы узнать не можете, (толстая труба не холодеет, тонкие не нагреваются) надо ехать к нам. Скорее всего, в системе мало фреона из-за утечек, или же присутствуют более глубинные причины. Без манометров и опыта тут уже не обойтись.
Системы с расширительной трубкой (большинство "американцев", "Ауди", некоторые модели "Фольксваген", "Дэу", "Вольво" и некоторые другие автомобили) конструктивно немного отличаются. Ресивер-осушитель у них выполняет еще и функцию доиспарителя, чтобы компрессор не хлебнул жидкого фреона, и расположен на обратной магистрали. В этом случае ресивер гораздо больших размеров, простите за сравнение, как крупный баклажан, и при работе кондиционера становится тоже холодным. Самая тонкая трубка перед входом в салон также становится холодной. В ней запрессована расширительная трубка-дроссель, холодеет она сразу же после дросселя.
Самый верный признак рабочего кондиционера, конечно же, холод в салоне. Возьмите градусник, удобнее всего электронный, продается в любом хозяйственном магазине, вставьте его щуп поглубже в дефлектор, направьте туда поток воздуха, включите кондиционер на самый холод, салонный вентилятор врубите на полную мощность. Можно еще и включить рециркуляцию. Если температура опустится ниже 10 по Цельсию - поводов для беспокойства нет. Если опустится до 5-6 градусов - ваш кондиционер просто зверь.
Что еще следует посмотреть?
Конечно, кондиционер могли заправить непосредственно перед продажей. Внимательно осмотрите все доступные взгляду узлы системы. Придирчиво осмотрите трубки, особенно в районе хомутов, которыми они крепятся, ресивер-осушитель, радиатор кондиционера, компрессор. Масляные подтеки или запотевания, промасленная грязь - верный признак утечек.
Теперь по поводу проверок кондиционера зимой.
Если температура за бортом ниже минус 10, то с проверкой, скорее всего, придется повременить. Это вызвано тем, что давление хладагента сильно падает и, не имея опыта, можно ошибиться. Если все же хотите проверить, то прежде чем пытаться включать кондиционер, прогрейте салон, не просто до состояния "пошел теплый воздух", а так, чтоб прогрелась вся "торпеда". В этом случае датчик испарителя, который находится под "торпедой" и не допускает его обмерзания сможет "понять", что в салоне тепло и его можно остудить. В части системы под капотом от нагрева поднимется давление и датчики контроля минимального давления тоже разрешат запуск. Если у вас, например, "Ауди" с климат-контролем, и датчик забортной температуры показывает ниже плюс 5, то кондиционер не включится.
Не лишним будет нажать в салоне кнопку рециркуляции, многие машины, оборудованные автоматическим климат-контролем, перестают в этом случае опираться на температурные данные и запускают компрессор принудительно.
После того как вы запустили компрессор, можно на ощупь, как описано выше, проконтролировать работоспособность системы.
Конечно, все вышеописанное не дает 100 процентной гарантии точной и правильной диагностики. Для нормальной диагностики автомобильного кондиционера нужно соответствующее оборудование и опытные специалисты.
И еще - во избежание серьезных затрат, самостоятельно лучше не экспериментировать с замыканиями фишек каких-либо датчиков, если компрессор все же не включается. Если в чем-то нет уверенности, приезжайте, мы поможем разобраться.
Для тех, кто решит заняться "переобувкой" самостоятельно, здесь представлены десять советов, которые помогут избежать проблем.
Если вы устанавливаете неновые шины, обратите внимание на остаточную высоту протектора. Правила предписывают иметь профиль не менее 1,6 мм, однако можно рекомендовать устанавливать шины, где сохранился протектор высотой не менее 3 мм. При большем износе покрышка будет иметь худшее сцепление с мокрым покрытием, а тормозной путь существенно вырастет.
Специалисты считают, что максимальный возраст покрышки составляет шесть лет. Даже если за этот срок резина не сотрется, она потеряет сцепные свойства, а риск прокола колеса вырастет. Определить год выпуска поможет так называемый DOT-номер, указанный хотя бы на одной стороне покрышки. Это последовательность цифр, где последние знаки обозначают неделю производства и год. К примеру, цифры 1010 в конце означают десятую неделю 2010 года. Резина, выпущенная до 2000 года, обозначалась тремя цифрами. К примеру, 338 означает 33-ю неделю 1998 года. На покрышках, выпущенных в 1990-х на DOT-номер указывает небольшой треугольник. Если его нет, речь идет о резине из далеких 80-х.
Выбирайте покрышки одного типа. Использование зимних и летних шин одновременно сильно дестабилизирует поведение машины на дороге. Вопреки расхожему мнению, специалисты рекомендуют устанавливать на заднюю ось шины с лучше сохранившимся протектором. Задняя ось в большей мере отвечает за стабильное движение по полосе.
Болты должны точно соответствовать колесу. Если их длины не хватает, колесо может оторваться. Слишком длинные болты испортят подвеску колеса. Болты нужно затягивать крестообразно один за другим. Для затягивания болтов используйте силу рук. Перетянутые болты будет сложно откручивать. Проехав 50 км после смены колес, проверьте, насколько плотно прикручены болты.
Удобно и безопасно использовать подкатной домкрат. Если вы используете обычный домкрат из багажника, он должен стоять на твердом и ровном покрытии. Подстраховаться на случай падения машины с домкрата можно, подложив запасное колесо под ось, которую вы поднимаете домкратом. Будьте осторожны, пострадать в случае падения машины с домкрата может не только тормозной диск, но и вы сами.
Рекомендованное давление для передних и задних покрышек указано в сервисной книжке автомобиля и на многих моделях также продублировано на специальной наклейке в проеме водительской двери. Общее правило – лучше немного перекачать, чем иметь недостаточное давление. Превышение нормы на 0,3 бара не повредит резине. Напротив, недокачанные покрышки быстрее стираются и увеличивают расход топлива. Вы истратите до полулитра лишнего бензина на 100 км пути.
Не приобретайте для машины покрышки, которые не отвечают требованиям автопроизводителя. Это вредно для подвески и может лишить вас гарантии.
Перед тем как положить зимние шины в гараж, пометьте левые/правые и передние/задние. Покрышки на дисках должны храниться в горизонтальном положении, без дисков – в вертикальном.
Большинство водителей не могут говорить по телефону, не отвлекаясь от дороги. Даже с использованием гарнитуры способность к управлению автомобилем во время телефонного разговора существенно снижается. Только 2,5% водителей (то есть, каждый сороковой) могут полноценно делать эти два дела. К такому выводу пришли американские исследователи, проводившие эксперимент в университете города Юта.
Участников эксперимента разделили на две группы. Первые должны были найти нужный поворот дороги во время телефонного разговора, вторая половина ездила без отвлекающих факторов. Почти все из последней группы легко справились с задачей. Большинство говоривших по телефону промахнулись мимо цели, хотя они использовали гарнитуру, то есть их руки были свободны.
Любопытно, что разговор с пассажиром или прослушивание музыки не снижает внимательность водителя. Разговор по телефону отвлекает сильнее. Общение с человеком, которого не видишь, создает новую ситуацию в человеческом мозге, не связанную с происходящим на дороге. К примеру, при разговоре с начальником человек представляет себе свое рабочее место, и это может помешать ему вовремя заметить дорожный знак или выходящего на дорогу пешехода.
Большинство людей не могут одинаково хорошо делать два дела одновременно. Однако есть исключения – около 2,5% от всего населения Земли обладают способностями Цезаря. У них особым образом развиты зоны мозга. Ученые связывают это с генетикой и обещают исследовать в ближайшее время, сообщает журнал Focus.
В последнее время в Европе, а теперь и в Украине, стала популярна установка газобаллонного оборудования на автомобили, для работы на более дешевом виде топлива пропан-бутане, метане. Главное преимущество газового оборудования – это, во-первых, цена топлива: 1 литр газа для установленного ГБО стоит 3грн.90коп., во-вторых, физические свойства - октановое число 102, что полностью исключает детонацию при работе двигателя в разных режимах нагрузки! Соответственно, если детонации нет, то и износ двигателя меньше!
Целесообразно оборудовать автомобиль газобаллонным оборудованием (ГБО) в следующих случаях:
При значительном пробеге (более 20 тыс. км в год)
При большом потреблении топлива (более 10-15 л/100 км)
При использовании высокооктанового бензина (АИ 95-98)
Не стоит рассматривать лишь поверхностные преимущества использования газобалонного оборудования, забывая о других достоинствах установки ГБО. Двигатель эксплуатируемый на газе, более защищен - (при сгорании в поршне, газ не смывает масло со стенок цилиндра) мало кто знает о том, что, при замене масла в двигателе при езде на газе, масло сохраняется в более чистом виде! Это означает, что двигатель имеет меньше трения в поршневой подгруппе в связи с чем повышаеться ресурс двигателя по сравнению с работай на бензине!
При установке газового оборудования, автомобиль можно эксплуатировать как на бензине, так и на газе, переключение с газа на бензин производится из салона автомобиля, сенсорным переключателем, с индикацией уровня топлива в баллоне. Учитывая такую возможность, пробег на одной заправке газом и бензином благодаря установленному ГБО увеличивается как минимум в два раза! Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина. Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газобалонного оборудования, устанавливаемого на инжекторные автомобили, отсоединив легкосъемный коммутатор можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.
Кроме экономии на высокооктановом бензине (литр АИ-95 стоит в 2 раза больше, чем литр газа), еще одним аргументом в пользу газобалонного оборудования является минимальная амортизация, при правильной эксплуатации установленного ГБО и своевременном обслуживании газобаллонного оборудования, межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит более 2 лет. Многие детали газового оборудования могут быть переустановлены с одного автомобиля на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.
Основными преимуществами нефтяного газа перед бензином являются:
Экономия
Антидетонационная стойкость.
Октановое число нефтяного газа - 103-105, что практически исключает детонацию деталей двигателя. Это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый (и дорогой) бензин.
Отсутствие катализаторов разрушения металлов.
Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд (будут работать намного дольше, а они - не дешёвые)
Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише.
Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания.
Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере.
Скорость сгорания смеси. Газ сгорает немного медленнее, чем бензин, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче".
Экологичность. Содержание вредных веществ в выхлопе снижается в несколько раз.
В сумме все эти факторы дают ТРОЙНУЮ (и более) экономию средств на топливе, продлевают срок службы двигателя на 30-50%, масла и свечей - в два раза, и, как следствие, значительно снижают не только эксплуатационные, но и ремонтные затраты!!!
Устанавливайте оборудование только на техцентрах, имеющих разрешение на выполнение этих работ и специально обученый персонал. - газ штука серьезная. Не стоит устанавливать газобаллонное оборудование самостоятельно, даже если Ваша квалификация позволяет это сделать правильно и качественно. Во-первых, Вы не сможете провести проверку под давлением, что совершенно необходимо (для этого в смонтированную установку подается сжатый воздух под давлением 16 атм), а во-вторых, не сможете зарегистрировать установку и получить документы, разрешающие эксплуатацию и будете иметь серьезные проблемы с ГАИ при прохождении техосмотра.
Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем. Что касается газовой системы, то она позволяет эксплуатировать автомобиль как на газе, так и на бензине, осуществляя на ходу переключение с одного топлива на другое прямо из салона. Следует отметить, что газобаллонное оборудование фактически дублируется бензиновой системой питания, повышая безотказность автомобиля и уменьшая практически до нуля риск отказа от движения при поломке в системе питания. К тому же, суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое (обычно на автомобиль устанавливается баллон с емкостью не меньше, чем емкость бензинового бака).
Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина. Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя. Так же положительно оценят газо-топливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором. Помимо существенной экономии на высокооктановом бензине (литр АИ 95 стоит в 1.5-2 раз больше литра газа), использование газа бережет дорогую в ремонте систему впрыска и существенно продлевает «жизнь» каталитического нейтрализатора. Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.
Недостатки.
К недостаткам можно отнести, прежде всего, потерю полезного объема багажника, занимаемого газовым балоном. Причем здесь тоже возможны варианты - установка тороидального баллона вместо запасного колеса частично решает эту проблему.
Неоднократно упоминаемый "запах газа" связан, как правило, либо с неправильной регулировкой, либо с не герметичностью самой системы. При квалифицированной установки качественного оборудования известных итальянских или голландских марок такого явления как "запах газа" не существует.
Еще ряд вопросов и возражений касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. В качестве примеров приводят пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.
Тут самое время воскликнуть: читайте инструкцию по эксплуатации! Ну, черным по белому везде написано, что у автомобиля, оснащенного газо-топливной системой, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда, если Вы, разумеется, не хотите пополнить ряды противников газа, предварительно потратившись на ремонт системы подачи бензина.
Глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко сегодня привел статистику, что после отмены 13%-ой надбавки к ввозной пошлине, с 7 сентября дополнительные поступления в бюджет в результате увеличения импорта автомобилей уже составили более 150 млн. гривен.
"Мы считаем необходимым, развивать автомобильное производство в Украине, но при этом будем всячески поддерживать белый импорт автодилеров. Очень важно, чтобы на этот рынок снова не зашел серый автоимпорт, - подчеркнул глава ГТСУ.
После отмены 13%-ой надбавки Гостамслужба фиксирует оживление импорта автомобилей и показательно, что это легальный импорт с уплатой всех платежей в бюджет.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко отмечает, что статистика Гостамслужбы наглядно продемонстрировала справедливость аргументов, с которыми автоимпортеры пытались недопустить введение 13% надбавки.
"Мы говорили и предупреждали, что такие инициативы отдельных депутатов очень дорого обходятся государству и принесут только потери для бюджета. Так и получилось, за время действия 13% надбавки бюджет недополучил $1,5 млрд. от автоимпорта по данным Гостамслужбы. Сейчас, только за 20 дней поступления уже составили дополнительно 150 млн. гривен. Это самое лучшее доказательство.
Полагаю, что сейчас депутатский корпус уже будет внимательнее относиться к экспериментам над законодательством господина Терехина, чтобы в будущем не допускать подобных дорогостоящих опытов над страной и бизнесом" - резюмировал Олег Назаренко.
По словам Анатолия Макаренко в 2008 г. на Киевской региональной таможне 92% автодилеров имели прямые контракты на поставки автомобилей, что свидетельствует о высокой доле белого импорта. Результаты продаж авто, по данным AUTO-Consulting, констатировали долю серого импорта в 2008 году на уровне 5% в среднем по Украине. На протяжении 2008 года доля неофициальных поставок неуклонно снижалась. В 2009 году с рынка ушло 30% серых операторов еще весной-летом. В AUTO-Consulting полагают, что тенденция сокращения неофициальных поставок автомобилей продолжится и в сезоне осень-зима.
Отметим, что и Глава Гостамслужбы Анатолий Макаренко также предвидел сокращение бюджетных поступлений после введения 13% надбавки. Еще 5 марта 2009 г. он назвал такую инициативу - "серьезным вызовом и испытанием".
В сентябре появилась относительная стабильность в области налогообложения импорта автомобилей в Украину после 3-х изменений на протяжении года.
Напомним, что в 2009 году менялся акцизный сбор, вводилась и отменялась 13%-ая надбавка к ввозной пошлине, пересматривался и отменялся налог с владельцев транспортных средств. В условиях такого нестабильного законодательства импорт автомобилей в Украину упал в разы, притом как новых автомобилей, так и подержанных.
Но после 7 сентября сформировалось относительное затишье и эксперты AUTO-Consulting актуализировали "Таможенный калькулятор" по адресу http://www.autoconsulting.ua/custom.php
Отметим, что импортировать автомобили отдельных категорий в Украину все еще выгодно. Это относится к категории грузовых фургонов, а также "свежих" автомобилей с небольшими объемами двигателей и низкой начальной стоимостью.
Но настоящим "клондайком" может стать импорт электромобилей - пошлина на них 10%, а акциз всего 100 евро. Отметим, что украинское законодательство лояльно к ввозу электрокаров всех возрастов, так как к ним не применима шкала, как в случае с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Проблема в другом - таких автомобилей еще катастрофически мало на других рынках, а новинки только появляются. Есть и еще один фактор - это высокая начальная стоимость и полное отсутствие сервиса таких авто в Украине.
Гибридные авто также могут быть привлекательными, из-за небольших объемов двигателя (напомним, что акцизный сбор рассчитывается исходя из объема мотора) и экономичности авто. Однако, такие авто очень непросто найти в хорошем состоянии, да и украинцы еще с опаской относятся к таким новинкам.
А вот импорт ходовых моделей из Германии по-прежнему экономически не целесообразен. К примеру, Volkswagen Passat 1,8 2001 года можно купить за рубежем за 2500 евро, после таможенного оформления он обойдется в 7635 евро или $11200, а ведь еще его нужно привезти, подготовить к продаже и т.п. В Украине за такой же, но местной регистрации попросят $11000-12000. Экономики нет.
А вот авто возрастом 1-2 года уже может быть интересным. Правда, не сейчас, а когда у дилеров закончатся стоковые машины такого же возраста.