Психофизиологические особенности в человеке заложены от рождения. Изменить их трудно, а порой просто невозможно. Но изучить себя необходимо каждому - хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние могут оказать личные особенности на успехи в освоении водительского мастерства.
Результаты исследований, проведенных в США, показали: когда водителей, неоднократно попадавших в дорожные происшествия, проинформировали о свойственных им психофизиологических недостатках, аварийность по их вине снизилась на 2/3. Свои недостатки можно компенсировать за счет определенного стиля вождения и особой осторожности в некоторых ситуациях.
Психология вождения
Скажи мне, кто ты по темпераменту, и я скажу, как ты управляешь автомобилем. Именно так можно перефразировать известную пословицу. Недаром украинские психологи считают, что темперамент нужно учитывать при выборе профессии. В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют десятки разновидностей темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.
Очень важно знать, что водители с темпераментом холерика прекрасно чувствуют автомобиль в динамике, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и при выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают трудности при необходимости двигаться в скоростном режиме, однако они редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором есть разнообразие, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другим темпераментом. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают очень большие трудности при движении в плотном городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.
Научитесь управлять собой
Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психо-эмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить `врагов безопасности` и научиться с ними справляться. У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его `эпитеты`. В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут `заразиться` вирусом агрессии.
Одна симпатичная женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке. Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий. Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: `Я люблю тебя больше всех на свете!` Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.
Как не пропустить главное
Первое, что необходимо предпринять, - оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% - с помощью слуха, а оставшиеся 4% - с помощью обоняния и осязания. Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас. Автомобиль - своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его `верхняя одежда`. Новые госномера, знак `туфелька` на заднем стекле, `шрамы` и вмятины на боках, броские, вызыващие наклейки, дерганая или неуверенная `походка` - все это исходные данные для ваших наблюдений.
Аварийноопасность представителей знаков Зодиака
Если верить результатам исследований австралийских социологов из страховой компании `Suncorp Metway`, чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.
Выработайте условный рефлекс
Человек с небольшим опытом вождения может эффективно улучшить свои действия в реальной дорожной обстановке, используя прием `условного рефлекса`. Суть приема легко уяснить, применяя условный оператор ЕСЛИ (Событие 1), ТО (Действие), ИНАЧЕ (Событие 2). Представляя Событие 1, а также соответствующее этому событию Действие, можно научиться избегать многих неприятностей на дороге (Событие 2). Вероятно, водительский опыт, приобретенный за годы, проведенные за рулем, и заключается в выработке таких условных рефлексов.
В 2009 году сроки ГТО варьировались не раз: сначала в Госавтоинспекции водителей предупредили, что будут штрафовать за отсутствие талона с пометкой "2011" после 1 августа 2009 года, затем срок прохождения техосмотра продлили до 15 декабря,.а потом владельцам машин производства нечетных годов и вовсе выдали индульгенцию – получить талон ГТО нужно было до 15 января 2010 года. В 2010 году сроки техосмотра определены строго: проверить техническое состояние автомобиля и получить подтверждающий документ – талон можно только до 15 декабря. Схема проведения ГТО и его стоимость не изменились. А стоимость диагностики авто варьируется в зависимости от того, сколько запросит за услуги аккредитованная в ГАИ станция техобслуживания (в среднем – от 45 до 150 грн).
Для тех транспортных средств, которые обязаны проходить ТО дважды в год (коммерческие автомобили), техосмотр длится с 15 января по 30 июня, а также с 1 июля по 15 декабря текущего года.
О штрафах лучше узнать заранее, чем когда после прохождения всех этапов Вам откажут в выдаче нового техталона, из-за висящего несколько лет штрафа.
Если всплывут старые штрафы, то кроме квитанций об их оплате у Вас могут потребовать постановление исполнительной службы и копию решения суда. Нужно быть готовым к тому, что на получение этих документов может уйти несколько рабочих дней.
Адреса и телефоны исполнительных служб можно узнать на этой страничке сайта Министерства юстиций Украины
Если с первого раза пройти ТО не удалось (например, проверяющий "завернул" машину из-за неправильно оформленных документов или неразрешенной тонировки авто), то на устранение недостатков дается 45 дней. Причем, платить заново придется только за прохождение диагностики на СТО. Очень важно погасить все имеющиеся, но неуплаченные штрафы, иначе при прохождении техосмотра придется выложить деньги еще и за них (возможно и в двойном размере, если срок уплаты штраф просрочен). А также – приобрести (если нет) автоаптечку со "свежими" медпрепаратами и заправить (КСП "Пожежтехніка", ул. Фрунзе 152-а) или купить огнетушитель установленного образца.
За что платим при прохождении ГТО
- за прохождение ТО – 12 грн. (автомобиль) или 8 грн. (мотоцикл, прицеп);
- за талон техосмотра – 22,5 грн. (на бумажной основе), 100 грн. (на пластиковой основе);
- за проверку техсостояния ТС (стоимость устанавливают индивидуально коммерческие станции диагностики);
- налог с владельцев транспортных средств (платится по месту регистрации ТС).
Какие документы предъявлять:
- гражданский паспорт;
- водительское удостоверение соответствующей категории;
- свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) и временный регистрационный талон или нотариально заверенная доверенность (если ТС эксплуатируется без владельца);
- медицинская справка;
- полис об обязательном страховании ОСГПО (автогражданка);
- протокол проверки техсостояния;
- документ, подтверждающий проведение испытания газовой топливной системы (для ТС с установленным газобаллонным оборудованием);
- документ, подтверждающий право на льготы по уплате транспортного сбора (если есть подобные основания).
Учтите важную особенность:
Владельцам ТС нужно обращать внимание на данные, указанные в талоне техосмотра, – до какой даты следует пройти следующее ТО. Если хозяин авто два года назад прошел данную процедуру в июле и этот месяц указан в талоне, то в текущем году он должен пройти ТО не позже июля. После указанной даты талон ТО является просроченным и ездить с ним нельзя. При выявлении подобного нарушения гаишники имеют полное право забрать ТС на штрафплощадку, а на владельца наложить штраф 340-425 грн. (ст. 121 ч. 1 КоАП Украины).
Противостоять современным, подкованным похитителям могут только современные автосигнализации, являющиеся результатом новейших разработок. Устаревшая защита давно не останавливает хоть сколько-нибудь опытных злоумышленников.
Современные автосигнализации - сложные устройства, способные защищать любых, даже от самых подготовленных, посягательств. Для выбора и установки сигнализации на конкретную модель авто лучше всего посоветоваться со специалистом. В противном случае, существует опасность подобрать совсем не то, что нужно, и установить совсем не так, как следует. Результат такой самодеятельности может оказаться весьма плачевным.
На рынке противоугонных систем сегодня существует три вида автосигнализаций. Односторонние сигнализации, которые на текущем этапе являются устаревшими, поскольку в случае покушения на автомобиль отсутствие канала оповещения не позволит автовладельцу отреагировать на происходящее должным образом. Такие устройства оснащены световым и звуковым способом оповещения, дальность их действия обычно не превышает 200м на открытой местности, а в городских условиях – и того меньше.
Двусторонние сигнализации обеспечивают автомобилям боле высокую защиту. Это усовершенствованные системы, в комплект поставки которых часто входит брелок с жидкокристаллическим дисплеем. Машина, с установленной на ней двусторонней автосигнализацией, также будет сообщать владельцу о «покушении» на нее световыми и звуковыми сигналами. Кроме того, сведения о происходящем с машиной будут передаваться на ЖК-дисплей. В двусторонних сигнализациях зачастую также имеются специальные датчики, которые реагируют на изменения объема и наклона. Дальность действия устройств такого типа гораздо выше, чем у односторонних сигнализаций, и может достигать 4 км.
Чтобы обеспечить автомобилю самую надежную защиту от угона, можно использовать самые совершенные противоугонные системы. Речь идет о сигнализациях, дальность действия которых практически не ограничена при условии наличия спутниковой связи. Автосигнализации, которые работают со спутниковой системой оповещения, могут при необходимости передавать владельцу данные о местонахождении его машины.
Выбор автомобильной сигнализации - первоочередная задача после покупки машины. Еще до того, как купить авто, следует подумать о его защите. Иначе может случиться так, что радоваться новой покупке придется очень недолго.
Мы уже говорили, что в выборе противоугонной системы лучше всего довериться специалистам. Также желательно приобретать автосигнализации от известных мировых брендов - например, автосигнализации Magiс Systems, starline, Pandora и т.д. Следует отметить, что на рынке сегодня предлагается огромное количество подделок, и, если вы небрежно отнесетесь к покупке противоугонной системы или будете слишком упорно гнаться за дешевизной, потерять можете значительно больше. Если же вы доверяете своему везению и решили купить автосигнализацию сами, в первую очередь определите необходимую вам дальность действия устройства, а также предусмотренные в нем возможности противостоять попыткам взлома.
Напоследок отметим, что автосигнализация - важнейшая часть защиты автомобиля от угона, однако, не единственная. Заменить полноценную противоугонную систему автосигнализация не сможет, поэтому устанавливайте все необходимые средства защиты автомобиля в комплексе.
Передние подушки безопасности срабатывают при получении аварийного сигнала от блока управления. В зависимости от конструкции, степень наполнения их газом также может варьироваться. Их предназначение – защита водителя и пассажира от травм твердыми предметами (кузов, двигатель и др.) и осколками стекол при фронтальных столкновениях.
Боковые подушки предназначены для уменьшения повреждения людей, находящихся в автомобиле при боковом ударе. Они устанавливаются на дверях, либо в спинках передних сидений. При боковом столкновении внешние датчики посылают сигналы в центральный блок управления подушками безопасности.
При использовании надувных подушек вероятность гибели водителя при лобовых столкновениях уменьшается на 20-25%. В случае, если подушки безопасности сработали, или были каким-либо образом повреждены, они не могут быть отремонтированы. Вся система подушек безопасности подлежит полной замене.
Отметим, что воздушная подушка водителя имеет объем от 60 до 80 л, а переднего пассажира – до 130 литров. Нетрудно представить, что при срабатывании системы объем салона уменьшается на 200 - 250 л в течение 0,04 сек., что дает немалую нагрузку на барабанные перепонки. Кроме того, вылетающая со скоростью более 300 км/ч подушка, таит в себе немалую опасность для людей, если они не пристегнуты ремнем безопасности и ничто не задерживает инерционное движение тела навстречу подушке. Еще можно получить серьезную травму, если сидеть за рулем в неправильном положении.
Кроме этого, не стоит размещать повернутые назад детские кресла на сидения автомобиля, где находится подушка безопасности, которая может сдвинуть сиденье и нанести травму ребенку.
Подушки безопасности на пассажирском месте повышают вероятность гибели детей до 13 лет, сидящих на этом месте. Ребенок ростом ниже 150 см может получить удар в голову воздушной подушкой, открывающейся со скоростью 300 км/час.
Существуют различные уровни защиты подушек безопасности. National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) разработали "звездную" шкалу оценки этого параметра, где количество звездочек означает процент получения пассажиром серьезного ущерба при лобовом столкновении транспортных средств (под серьезным ущербом рассматривается необходимость немедленной госпитализации с угрозой для жизни).
В Украине приобрела небывалый размах автомобильная афера, когда мошенники скупают кредитные машины и выставляют их на продажу по поддельным документам.
С начала кризиса, когда многие люди лишились возможности оплачивать приобретенные в кредит автомобили, расцвел новый бизнес по обмену машин и кредитов через генеральные доверенности. На этой почве появились сотни фирм-посредников и схема стала удобным плацдармом для мошенничества.
Схема аферы довольно проста - владелец кредитного автомобиля и злоумышленник обменивались соглашениями. Первый передавал генеральную доверенность на право вождения. Второй - обязывался платить кредит. Когда мошенники получали ключи от машины, то находили нового покупателя и перепродавали автомобиль вдвое дешевле, чем на рынке. Затем мошенники забирали деньги и скрывались. В результате первый покупатель оставался без автомобиля, но с кредитом. Третий - с автомобилем, но без права собственности на него.
Банкиры утверждают, что единственный способ продать кредитный автомобиль, и не иметь после этого головной боли - это продавать авто с согласия банка. Впрочем, избавиться от всех обязательств в таких случаях получается не всегда. Банки продают кредитные автомобили на аукционах, но обычно соглашаются реструктуризировать остаток долга на выгодных условиях.
А пока количество автомобилей, которые злоумышленники продают по "черной схеме" - растет. Речь идет уже о сотнях сделок. По информации журналистов, на таких автомобилях ездят и очень серьезные высокопоставленные чиновники. В частности, один из бывших заместителей одного из нынешних министров.
Многие считают, что устанавливать кондиционер на отечественные машины бессмысленно, так как данная опция значительно повышает ее стоимость. Специалистов по качественной установке кондиционеров не так уж и много, и если правильно поставить его на автомобиль отечественного производства, то он будет работать не хуже, чем в иномарке.
Не каждый автолюбитель может приобрести дорогостоящий автомобиль с хорошим кондиционером, да и в настоящее время упал спрос на более дешевые машины. Но, несмотря на это, желающих установить в авто кондиционер меньше не стало. Поэтому многие автосервисы и тюнингеры устанавливают эксклюзивные кондиционеры индивидуально для каждого желающего.
Но не все занимаются адаптацией систем кондиционирования под конкретные марки машин, что не дает возможности полностью раскрыть все функции системы и осуществить ее бесперебойную работу.
Для оптимального действия системы кондиционирования необходим комплекс работ с применением специальных инструментов, а иногда даже и замена некоторых деталей. Замена деталей может понадобиться как для отечественных машин, так и для зарубежных, например, замена элементов обшивки или запчастей saab.
Для эффективной работы кондиционера не должно быть ограничений температур, поэтому важно выбрать конденсор с достаточно большой площадью, который осуществит непосредственную теплоотдачу от хладагента в окружающую среду. При недостаточной площади кондиционер будет работать только при температуре воздуха до +25.
Не менее важен выбор места крепления конденсора. Чаще всего он находится перед радиатором системы охлаждения, обеспечивающим доступ к охлаждающим потокам воздуха.
Также следует учитывать, что конструкции некоторых машин не позволяют это сделать, поэтому нужно правильно выбирать альтернативное место для крепления.
В подразделения дорожно-патрульной службы Департамента Госавтоинспекции МВД Украины поступили новые современные технические средства для определения наличия алкоголя в крови (тестирования) водителей.
Порядок использования приборов типа Alkotest следующий:
Общие положения
1. Пьяному не место за рулем, и если есть тому веские доказательства, шофера подшофе от управления автомобилем отстраняют.
2. Признаками алкогольного опьянения являются: "утреннее амбре" изо рта, дрожь в руках и "заплетающийся" язык, налитые кровью глаза и пунцовый цвет кожи лица, неестественное поведение.
Основанием для проведения осмотра на предмет "употребления" может быть и заявление, например, пассажиров, о том, что водитель автобуса "под газом", а также признание самого сидящего за рулем.
3. Обследование водителя с признаками алкогольного опьянения, но получившего травмы в результате ДТП или при иных обстоятельствах и оказавшегося в больнице, производится на основании исследований биологической среды (кровь, слюна, моча).
Тестирование
1. Для документирования факта употребления алкоголя при управлении транспортным средством используются технические средства, прошедшие сертификацию и метрологическую поверку в установленном порядке и включенные в Перечень, утвержденный МВД.
2. Работник ГАИ, использующий при несении службы технические средства (тестеры) обязан пройти обучение, а перед заступлением на службу получить инструктаж и проверить исправность их действия.
3. Запрещается использовать приборы:
- со слабозаряженным источником питания;
- с просроченной датой проверки;
- при температуре, ниже допустимой по техническим условиям;
- не включенные в Перечень.
4. Тестирование на алкогольное опьянение проводится с согласия обследуемого лица и в присутствии двух свидетелей. В случае отказа водителя, обоснованно подозреваемого в употреблении алкоголя, исследование проводится в медучреждении.
5. Перед тестирование, проводящий его работник ГАИ в устной форме знакомит тестируемого и свидетелей с последовательностью проведения осмотра, и выясняет отсутствие употребления в последние 15 минут спиртосодержащих напитков, лекарств, гигиенических средств или перенесенной рвоты. При получении утвердительного ответа тест откладывается на 15 минут.
6. После выполнения всех необходимых действий, предшествующих тестированию, работник ГАИ демонстрирует обследуемому и свидетелям герметичность упаковки мундштука и надорвав с одной стороны, вставляет в отверстие прибора-приемника и, соблюдая правила гигиены, приводит его в состояние готовности. Сняв упаковку окончательно и держа прибор в руке, подносит его ко рту тестируемого.
7. Продувание ведется им до получения звукового сигнала и загорания индикатора, свидетельствующих о поступлении достаточного для проведения анализа, объема воздуха.
8. По завершении тестирование работник ГАИ ознакамливает тестируемого и свидетелей с результатами, а при наличии соответствующего оборудования, распечатывает полученные показания прибора на бумажном носителе. На нем указываются адресно-анкетные данные обследуемого лица, а также реквизиты работника ГАИ. После чего тот ставит свою подпись и дает на подпись освидетельствоваемому.
9. В случае получения положительного результата (с учетом погрешности цифровое значение должно быть больше 0,21 промилле алкоголя в крови), составляется админпротокол о нарушении водителем требований Правил дорожного движения, в связи с чем от управления он отстраняется.
Административный протокол, к которому прилагаются заверенные копии сертификатов и актов проверки тестера, передается в суд. В фабуле правонарушения указывается: "водитель управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения". Копия протокола вместе с копией распечатки показаний прибора вручаются правонарушителю.
10. В случае, когда показание прибора будет менее 0,21 промилле, протокол об админнарушении на месте не составляется. Водителю предлагается пройти медосмотр у врача. О данном случае докладывается непосредственному руководству в письменном виде.
11. Если водитель, даже при наличии положительного результата тестирования, не соглашается с показаниями прибора, с его согласия он доставляется в медицинское учреждение для проведения соответствующего осмотра. Распечатка показаний прибора прилагается к протоколу об административном правонарушении вместе с заключением медработника и рапортом работника ГАИ.
12. В случае подозрения на то, что состояние, в котором находится обследуемый лишь по внешним признакам похожее на алкогольное опьянение и вызвано воздействием других факторов, проверка с помощью технических средств не проводится. Такому лицу, в случае необходимости, оказывают первую помощь и его направляют в медучреждение, где и устанавливается точный диагноз.
13. Контроль и сверка количества проведенных проверок с числом составленных протоколов и поданных рапортов по каждому случаю тестирования с отрицательным результатом проводится еженедельно комиссионно. Срок хранения документации - 3 года.
14. Нормативно-правовое обоснование применения технических средств для установления факта алкогольного опьянения:
- Кодекс Украины об Административных правонарушениях;
- совместный приказ МВД и МОЗ Украины №400/666-2009;
- перечень технических средств, допущенных к использованию в подразделениях ДПС ГАИ, утвержденный приказом МВД №33-2010;
- приказ МВД №111-2009 об использовании только сертифицированных и прошедших ежегодную поверку технических средств;
- Правила дорожного движения;
- Постановление Кабинета министров №1086-2008, определяющее порядок отстранения водителя от управления транспортным средством;
- приказ МВД №77-2009, регламентирующий вопросы, связанные и с действиями работников милиции, при установлении факта опьянения;
- распоряжение МВД №500 от 01.07.2010.